В разных государствах существуют собственные традиции, связанные с похоронной процессией. На Тибете ритуал захоронения покойного носит название «Небесное погребение». В соответствии с местными верованиями, в момент гибели душа улетает из тела, а человек на каждом этапе своего существования должен быть полезным. По этой причине трупы отдают на съедение падальщикам, как символ последнего совершенного благого дела.
Похороны в Тибете: религиозное зрелище не для слабонервных
Прощание с умершим в Тибете вполне могло стать основой для фильма ужасов, никаких дополнительных декораций не потребуется. При этом коренные жители уверены, что увидеть местный обряд погребения должен каждый человек. Это позволит понять мимолетность и эфемерность жизни. Тибетцы используют для захоронения несколько способов: небесный, водный, земляной и древесный.
Сбрасывание в реку
Обычно в реку сбрасывали только тела простолюдинов. Такой варварский способ захоронения объясняли тем, что в каменистом Тибете не так-то просто найти необходимое количество земли для организации классического варианта кладбища и проведения стандартных похорон. Водное погребение использовали редко, т.к. подготовка к нему была очень трудоемкой. После смерти плоть покойного отделяли от костей, и тщательно все измельчали.
Полученную массу соединяли с обжаренной ячменной мукой и скармливали ее рыбам, обитающим в местных водоемах.
«Небесное погребение»
Обряд под названием «Небесное погребение» — это один из вариантов прощания с умершим. В переводе с местного диалекта процедура «джха-тор» звучит, как «раздача милостыни птицам». Именно такой способ погребения чаще всего используют тибетцы, считая его частью их религиозных верований.
Скармливая усопшего стервятникам, местные жители верят, что возвращают тело покойника природе, что существенно облегчает процесс перерождения его души.
К тому же существует поверье, что умерший дарует свое тело духам и богам, которые приняли облик птиц, чтобы принять дарованную жертву. Кстати, из-за таких необычных погребальных ритуалов, тибетцы не употребляют в пищу ни рыбу, ни птицы. Ведь в них остаются частицы усопшего, а есть себе подобных способны только монстры.
Захоронение в земле и на деревьях
В землю закапывают только детей младше 14 лет. Подобный ритуал существует и в Индии. Тибетцы убеждены, что у маленьких детей и душа небольшая. Если сразу выпустит дух из тела, то столь стремительный переход испугает его. В результате душа растеряется и не будет знать, что дальше делать, находясь в прострации между перерождением и смертью. Это сильно осложняет процесс реинкарнации.
Древесное захоронение используют для младенцев, рожденных мертвыми. Их тело обрабатывают соляным раствором и кладут в клетку, которую вешают на дерево.
В основе традиции лежит надежда, что такая трагедия не постигнет больше ни одно дитя в семье.
Кремация
Перед отправкой гроба в печь буддийский священник зачитывает сутры. Все родственники покойного совершают сёко. Затем проводится непосредственно процедура кремации. После сожжения тела родственники еще некоторое время остаются в зале, чтобы почтить память покойного. Весь прах служители крематория аккуратно складывают в специальную урну и отдают близким.
Кремация считается самым почетным способ погребения, который доступен только для лам и старших монахов.
История появления страшного «Небесного погребения» в Тибете
В ранней истории Тибета людей, возможно, хоронили в могилах или сжигали в огне. Но в горной местности острый дефицит не только мягкой почвы, но и дров. Поэтому местным жителям пришлось потратить немало времени, чтобы придумать альтернативные варианты захоронения.
В 80-х годах, когда в стране приняли буддизм, самым распространенным способом прощания с умершим стал ритуал «Небесное погребение». Подобные похороны были не только жуткими, но и самыми интригующими.
Для большинства сторонних наблюдателей такая традиция до сих пор остается загадкой, которой невозможно найти рациональное объяснение.
Почему в Тибете похороны называются церемонией «Небесного погребения»
Жители Тибета считают, что человек даже после смерти обязан приносить пользу окружающему миру. Церемония «Небесное погребение» также именуется раздачей милостыни птицам. По мнению местных жителей, скармливая свою плоть небесным созданиям, покойный совершает последнее благое дело и дает пищу нуждающимся. Церемония проводится на территории всего Тибета и прилегающих местностях Индии, например, в штате Аруначал-Прадеш.
Самая большая площадка для тибетского «Небесного погребения»
На сегодняшний день действует больше 1 100 площадок для ритуального обряда. Самая большая располагается в храме Дригунг Тил. Одна из самых известных площадок – «Город молитвенных флажков», находящаяся в провинции Цинхай. Обычно места для погребения располагаются высоко в горах, где собираются большие стаи стервятников.
Какие молитвы читают в Тибете при прощании с умершим
Для чтения молитв при прощании с усопших монахи Тибета используют Книгу умерших. Первая молитва, на которой могут находиться только близкие покойного, проводится в день смерти. Часто родные просят монаха дать усопшему посмертное имя, которое подбирается в зависимости от характера умершего.
На вторые сутки, накануне всенощного бдения, вечером воскуряют ладан и зачитывают молитву во славу покойного. Все родные усопшего добавляют в курильницу немного ладана. После завершения процедуры все участники получают угощение.
В день погребения также зачитываются молитвы, призванные облегчить путь душе.
Как подготавливают тела к погребению в Тибете
Когда на Тибете умирает человек, его тело фиксируют в сидячем положении. В такой позе покойный должен находиться один день. На протяжении этого времени лама зачитывает молитвы из Книги мертвых. Их главное предназначение – помочь душе преодолеть 49 уровней бардо – это специфическое состояние между смертью и перерождением. Всего на прощание с покойным дается три дня.
Как происходит процесс погребения, и кто участвует в церемонии
Участвовать в церемонии погребения могут только близкие покойного. Присутствие на процедуре посторонних людей считается осквернением памяти усопшего. Даже если иностранец получал приглашение на захоронение, то его изгоняли с площадки, как только в дело вступал могильщик. Чужаки, которые несмотря на запрет решили присутствовать на церемонии, могут получить град ударов из камней и палок. В лучшем случае их задержат сотрудники китайской полиции.
Чтение молитв
Родные покойного в процессе захоронения произносят молитвы в «Городе молитвенных флажков». Это место представляет собой большой огороженный луг, где выставлено большое количество погребальных флагов.
Транспортировка трупа на место захоронения
На место захоронения труп на спине приносит его близкий друг. Процедура погребения проходит через трое суток после смерти. Тело привозят на специальную площадку, обернутое светлой тканью (саван). Руки и ноги усопшего связывают при транспортировке, чтобы они не оголились по дороге. Прибыв на место захоронения, близкий друг покойного распаковывает его и убирает веревки.
Надрезы на теле и корм птицам
Оказавшись на вершине горы, могильщик поджигает можжевельник, чтобы привлечь стервятников. Перед началом погребения рогьяпа точит нож, чтобы с его помощью сделать на теле умершего многочисленные надрезы и отрезать волосы. Таким образом он облегчает грифам доступ к плоти. Остальную работу делают сами стервятники. Он съедают практически все тело. Чтобы птицы не унесли останки с собой, покойника за шею привязывают веревкой к специальному столбику, вколоченному в землю. Могильщик не покидает площадку, пока птицы не наедятся и не бросят тело (на это уходит 10-15 минут). Он обязан следить за церемонией и читать молитву.
Рогьяпа считается одним из самых состоятельных людей на Тибете, поскольку подобное погребение стоит недешево. Свое дело они передают от отца к сыну, это своеобразный семейный бизнес.
Если у могильщика на свет появляется дочь, то ей очень сложно найти себе супруга, поскольку ему после смерти тестя предстоит принять в свои руки жуткий бизнес.
Дробят кости и скармливают остатки
Когда стервятники оставляют тело в покое, могильщик собирает останки. Затем он раздалбливает кости и череп на специальном камне. Полученную массу соединяют с ячменной мукой, добавляют масло яка. Смесь вновь отдают птицам. Допускается сожжение останков. Таким образом, получается, что тело усопшего уничтожается бесследно. Буддисты Тибета верят, что это позволяет душе быстрее покинуть «оболочку», чтобы найти для себя новую.
Считается, что, если стервятники полностью поглотили останки, значит, он вел безгрешную жизнь.
На кого не распространяется ритуал «Небесного погребения»
Ритуал «Небесное погребение» используется для всех тибетцев, независимо от их возраста и социального статуса. Исключение делается только для Далай-ламы и Панчен-Ламы. Сначала их тела бальзамируют, а затем сверху покрывают золотом. Также представителей высшей касты могут кремировать. В этом случае их останки помещают в специальную ступу. Тибетцы считают, что дух во время кремации может столкнуться с большими проблемами и только высокие ламы сумеют достичь более высокого уровня в результате перерождения.
Как почитают умерших
Для тибетцев умерший человек уже не имеет никакой ценности. Душа его покинула и ищет новое пристанище, тело – это пустой сосуд. Из человеческих костей жители Тибета могут спокойно сделать посуду, музыкальные инструменты и разнообразные предметы обихода. Для них имеет ценность только душа, поэтому никаких особых церемоний, предназначающихся для почтения памяти умершего, в стране не существует.
Единственное, что делают родные – читают молитвы для облегчения пути душе.
Можно ли считать гуманным такое проведение захоронение и чем это можно объяснить
Для всех, кто хотя бы раз видел или слышал о ритуале тибетцев, такое захоронение считается издевательством над телом покойного. Ведь усопший не только нагим лежит на земле, но и становится пищей для созданий, которые находятся намного ниже него в системе эволюции. Да, в земле тела людей также уничтожают, но этот процесс не выносится на всеобщее обозрение и не превращается в бесплатное представление.
Однако, сами жители Тибета придерживаются иного мнения. Для них тело, оставшееся после смерти – это обычный мусор. От живого и любимого человека осталась только пустая и никому ненужная оболочка. А сам покойный находится уже в ином месте.
Тибетцы считают, что смерть – это не завершение пути, а человеческое тело – это лишь временное пристанище для настоящего «я» усопшего.
К тому же страшная традиция обуславливается климатическими условиями местности. Большую часть территории занимают скалы, выкопать в которых могилу невозможно. В этом случае погребение под землю превращается в каторжную, а подчас и нереальную процедуру. К тому же основная часть Тибета располагается намного выше того уровня, где может расти множество деревьев. Если в тех местностях и встречаются деревья, то они очень маленькие и редкие. Собрать древесину для кремации проблематично, поскольку для погребального костра ее требуется минимум 600 кг. Также все тибетцы придерживаются буддизма, поэтому верят в реинкарнацию души. После гибели человек вновь перерождается, но уже в другом обличье.
Видео: традиции Тибета на грани зла и добра
Из видеоролика вы узнаете много интересного о традициях тибетских похорон, которые часто находятся на грани добра и зла.
Вопрос-ответ
Какой у тибетцев основной символ смерти?
Как называют людей, которые проходят ритуал в Тибете?
Дают ли какие-нибудь документы после процесса погребения?
Какие еще племена раньше соблюдали этот ритуал?
Все ли могут быть похоронены по такому ритуалу?
Привозят ли тела на катафалке?
Делается ли поминальный стол в память об умершем?
Как хоронят людей в Непале?
Видеоролик: как проходят похороны в Тибете
Хотите узнать, как проводят процедуру погребения в Тибете? Тогда вам стоит ознакомиться с видео, где подробно рассказано о том, как в стране хоронят усопших. Впечатлительным людям и тем, кто не переносит вид крови, рекомендуется хорошо подумать перед тем, как смотреть ролик.