Домашняя молитва родственников о своих близких считается более слабой помощью, нежели произнесение имени верующих батюшкой в церкви одновременно со священными словами. По этой причине подается о упокоении записка, образец можно посмотреть в храме. Также и о здравии – процедура одинаковая. Нужно лишь узнать, когда следует это делать, есть ли ограничения при написании имен близких.
Церковные записки: древняя традиция, предназначение
Еще предки-славяне считали важным и необходимым называть в храме имена усопших (родных, друзей). Но было принято записывать их в единую книгу, этим занимался монах. Причина появления такой традиции – малограмотное население.
Подобные требы – одно из условий поминовения, но оно не является обязательным.
Точно так же и записки о здравии. Это возможность пожелать здоровья близким. Несмотря на то что такой способ обращения к Богу через священников не является обязательным, многие истинные верующие христиане стремятся придерживаться данной традиции – приносят в церковь записки о упокоении, здравии (зависит от повода).
Причиной является стремление обратиться к Богу в его храме. Здесь сила молитвы больше, чем дома. Считается, что священные слова, произнесенные в церкви, быстрее достигают Господа. Об этом говорит и отрывок из Священного писания:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).
Это означает, что молитва одного человека, менее эффективна, чем священные слова, обращенные к Богу сразу от 2 и более людей. Есть еще одно объяснение того, что верующие предпочитают молиться в храме. При этом основное обращение исходит от священнослужителя – человека, специально поставленного для совершения молитвы. Сила произносимых слов увеличивается во время службы. Но наиболее важной является часть Божественной литургии, проводимая в начале (Проскомидия). Тогда полагается совершать принесение хлеба и вина, как символ Его Плоти и Крови, с целью избавления от грехов.
Записки о здравии и упокоении несут тот же смысл, что и помянник – это специальная книга, содержащая данные о рождении и смерти членов семьи. Она хранится дома – в красном углу, рядом с иконами, причем ведется бережно. Считается, что записка о упокоении – это разовый помянник.
Когда подают записки: о здравии и упокоении
Бланки с именами верующих уже давно стали частью богослужений. Их прочитывают в промежутках между молитвенными текстами. Это значит, что подавать свои требы прихожанам следует перед началом службы. Принято считать, что их следует нести в храм с вечера. Но бланки также принимают и утром – до богослужения.
Если важно как можно более срочно прочесть молебен за родственника, нужно узнать в свечной лавке расписание. Когда будет следующая служба, записку обязательно прочтут. Даже если молебен читается позднее (не во всех храмах есть возможность проводить Литургию каждый день), бланк, переданный вечером накануне или днем ранее, все равно будет прочитан.
Исключением являются случаи, когда день поминовения приходится на Великий Церковный праздник. Тогда поминальная служба не проводится. Причина – важность наполнения сердца радостью. Записки будут читаться во время ближайшего богослужения.
Молитва – это способ привлечь к человеку милость Божию. Она очищает, дает надежду, приумножает любовь. По этой причине рекомендуется как можно чаще подавать записки в храм. Это улучшит состояние души умершего, а также его горюющих родственников. Дни поминовения, когда подается церковная записка:
- Родительские субботы: Мясопустная, на 2, 3, 4 седмицу Великого поста, Радоница, день памяти усопших воинов, Троицкая, Димитриевская, День Усекновения главы Иоанна Предтечи;
- частные поминальные дни: 9, 40 день, первая годовщина – 12 месяцев с момента смерти, а также дата рождения умершего, его именины, другие важные дни, связанные с покойным.
Калькулятор подсчета дней поминок усопшего
Разовые записки и на период
Когда служба во храме проводится с определенной регулярностью – ежедневно или через день, достаточно готовить один вид записок (разовый). Если частота их проведения намного ниже, выбирают другой способ. Это длительные записки в церковь. Они имеют сходный смысл и значение, но также и существенные отличия:
- одноразовые: произносятся единожды, чаще всего текст на простых бланках произносит помощник священника – алтарник, а особые записки, но также одноразовые, читаются священником;
- многоразовые: содержание повторяется неоднократно, причем от частоты прочтения записки и характера текста зависит, когда лучше произносить написанные слова (Сорокоуст читается до 40 дней кряду), сюда же относят церковные записки на полгода и год (читают имена умерших на каждой службе в течение всего указанного периода).
Многоразовые и особые требы подаются для тех, кто сильнее прочих нуждается в молитве – за здравие больных раком, другими тяжелыми заболеваниями, умирающих и т. д.
Виды записок об упокоении
Кроме длительности моления, есть также другой фактор, определяющий правила чтения записок: их разновидность, как правило, на каждом богослужении требования к произнесению имен усопших/живых отличаются.
Простая
Такое название получил самый обычный вариант требы, по содержанию часто схож со многими другими. Простой называется разновидность, за которую не вносят пожертвования. Это одна из причин, почему ее читает помощник священника, а не он сам. Многие ошибочно полагают, что такая поминальная записка может остаться непрочитанной. На самом деле это заблуждение: произносятся все тексты без исключения.
Подача простых записок с минимальным пожертвованием или при их отсутствии также не является чем-то греховным. Такой способ прошения о молитве за усопшего/живущего считается допустимым.
Сорокоуст
Одна из разновидностей заказных записок в церкви. Ее отличает необходимость внесения пожертвования на нужды храма. Причем такие средства не считаются платой за прочтение имен умерших в записке. Это лишь возможность оказания помощи священнослужителям в обеспечении простейших нужд, т. к. было сказано: «Служащие алтарю от алтаря питаются» (41 Правило Апостолов). Кроме того, заказная записка имеет еще одно отличие. Так, имена, которые она содержит, произносятся неоднократно в течение службы.
Сорокоуст – представляет собой молитвенное правило, прочитываемое каждый день.
Главное условие – текст произносят не менее 40 дней кряду. Главный принцип богослужения сводится к совершению Божественной литургии, когда поминают умерших или желают здравия живым, тем временем священник достает частицы просфоры, произнося слова из текста поданных записок (читает имена о здравии или упокоении).
Сорокоуст имеет свои особенности, отличается высоким уровнем важности. Это обусловлено связью с сакральным библейским числом сорок. Часто приводятся сравнения: Моисей водил еврейский народ 40 дней, Спаситель скитался по пустыне 40 дней и т. д.
Постовая
Такой бланк подается перед началом Великого поста – написанный в нем текст произносят преимущественно во время совершения литии (короткий молебен, который принято читать дважды ежедневно, утром и вечером). Постовая разновидность предназначается для каждого дня, пока не закончится период добровольной аскезы. Обычно во время литии произносят имена усопших, но вводится также иная традиция – упоминание живых (за здравие записка).
Полная литургия во время Великого поста не приветствуется. Это торжественная служба, а период аскезы обязывает устремляться к простоте.
Записки с поминанием усопших принято читать по выходным (в субботу, воскресенье).
Панихида
Панихида – заупокойная служба. При этом поминают усопших. Днем ранее или непосредственно перед богослужением нужно подать заказную записку с именами тех, кто уже давно умер, а также новопреставленных. Отличием такого способа поминовения от прочтения молитвы в домашних условиях заключается в участии человека, которое он проявляет по отношению к усопшему: он поминает его, когда подает записку, мысленно обращается к Богу, просит простить грехи покойного, болеет за него душой, присутствует на панихиде. Такое внимание, искренняя забота обеспечивает больше помощи нетленной оболочке умершего.
Кто может подать записку перед службой
Любой человек имеет возможность написать список покойных на специальном церковном бланке. Чаще это делается вечером, но разрешено подойти с запиской и утром. Перед службой все поданные требы из свечного ящика передаются на алтарь. Там же священнослужитель или его помощник произносит имена, написанные на бланке.
Что указывается в записке. Как правильно написать в церкви и дома
Если еще не было опыта в совершении подобных действий, можно спросить в храме. Но существуют простые правила, благодаря которым можно написать поминальные записки без ошибок:
- указывается только имя, фамилии, отчества не пишут;
- лишней информации не должно быть, записки за упокой и здравие представляют собой краткий список из имен, причем в разных церквях действуют различные ограничения (до 5-10 имен), если нужно указать больше, будет правильно подать несколько бланков;
- при перечислении людей, которых поминают или желают им здравия (мертвых, живых), нужно помнить о разнице между записками – сверху должно быть соответствующее указание;
- обязательным является изображение восьмиконечного креста.
При заполнении поминальной записки о упокоении во храме и дома есть разница, но небольшая: в святом месте чаще всего предлагаются специальные бланки. Они уже готовы к использованию, дополнительно уточнять «о здравии» или «о упокоении» не нужно, как и рисовать восьмиконечный крест. Дома же для такой цели берут лист формата А4 или А5. Имена должны писаться друг под другом по центру. Крест же изображается сверху на листе своими рукам. Можно сделать бланк в графическом редакторе на компьютере, а потом распечатать.
О здравии записка образец, скачать бесплатно
Записка об упокоении образец, скачать бесплатно
Кого нельзя вписать в записку о упокоении
Согласно православным канонам, поминать и желать здравия при чтении молитвы в храме допустимо только о крещеных, а также о тех, кто посещает храм, причащается – участвует в жизни церкви. Есть также отдельные категории людей, имена которых нельзя вписывать. Теоретически можно подать записки о здравии и о упокоении тех, кто нарушает законы Божии. Но пользы от этого не будет. Причем увеличится грех пишущих такие требы.
Самоубийцы
Когда еще нет опыта, нужно точно знать, как писать записки о здравии, упокоении, прежде всего, уточняют, кого можно вписывать. В числе первых запрещено вносить имена самоубиенных. Они ушли от Бога, отказавшись от жизни – великого дара. Упокоить их не удастся, т. к. души таких людей отправляются в ад. Молиться о них можно, но только дома, т. е. келейно.
Некрещеные, иноверцы
Те, кто не пришел к Богу, хоть и не отрекались от него, тоже не будут поминаться во время панихиды, на литургии, в бланках о упокоении имена таких людей не пишут. Церковная молитва не поможет им приблизиться к Господу, т. к. это дело добровольное. Если такие люди не решились на крещение при жизни, после смерти невозможно что-то изменить.
Иноверцев тоже не поминают молитвой, такие требы подаются в храме той веры, которую они исповедуют.
Святые
Не пишется записка с именами тех, кто искупил свои грехи богоугодными делами. Святые уже находятся на Небесах, о них не нужно просить Господа. Обращаясь к Всевышнему с молитвой, просят снисхождения, прощения грехов умерших, милости. Святые уже вознеслись, пребывают с Отцом Небесным.
Атеисты, богоборцы
Подают записки о верующих. Атеисты же отказались от Бога, а потому им не требуется помощь на том свете. Богоборцы сродни атеистам, даже если они имеют слабую веру, сознание противится Божьей благодати. Поданные за таких людей записки не изменят состояния их душ. Молитва не приблизит к Господу, а, наоборот, порицается церковью. Допустимо лишь келейное обращение к Богу.
Условия отпевания самоубиенных
Когда человек убивает себя, это не всегда означает отказ от Всевышнего. В некоторых случаях самоубийство происходит в состоянии нарушенного сознания (при психических расстройствах), а также по невнимательности (отравление грибами, парами ядовитых веществ). Тогда рассматривается возможность чтения молитвы за таких людей. Основные условия, при которых допустимо произносить имена усопших:
- документ, подтверждающий, что самоубийство не было совершено сознательно;
- разрешение священнослужителя высокого сана.
Психическое расстройство
Чтобы не пришлось узнавать, как подать записку о упокоении самоубийцы с душевными болезнями, нужно подтвердить отсутствие у такого человека сознательного намерения убивать себя. Единственно правильный способ – взять справку о его психическом состоянии. Это можно сделать, только если умерший стоял на учете в специализированном учреждении.
Архиерейское благословение
Священнослужители говорят, что Господь передает свое благословение через посредников. Таковыми являются священники. Сначала благодать Божья нисходит на служителей церкви. Затем они передают его верующим. Точно так же действует и архиерейское благословение. Такой человек имеет полномочия принимать сложные решения, как в случае с отпеванием самоубийцы, умершего при особых обстоятельствах.
Молитва для поминовения самоубийц дома
Священнослужители рекомендуют обращаться к Господу о самоубиенных только дома, не в храме. Отличается и принцип чтения молитвы, т. к. не все священные тексты следует произносить при этом. Обращаться следует к Господу, а подходящие слова в свое время подобрал Лев Оптинский. Его молитву можно произносить о самоубийцах.
Правила заполнения записки об упокоении
Свечница в церковной лавке может подсказать, как правильно указывать имена умерших при заполнении записки. Но бывает, сразу приходит много людей, а потому рассчитывать приходится на свои знания. Следует изучить основные правила написания подаваемых записок.
Полные имена разборчивым почерком в родительном падеже
Когда священнослужитель будет упоминать имена покойных, предполагается особый контекст: за кого молиться, кого поминать. Значит, записки пишутся в родительном падеже. Причем имена указываются полностью. Если они будут написаны сокращенно, а также неразборчивым почерком, священник не сможет помянуть покойного.
Имена в церковном написании, без уменьшительно-ласкательных наклонений
Указывают имена в правильной форме (не Данила, а Даниил). Следует также вписывать их с учетом церковных правил. Если нужно подать записку о здравии Натальи, указывают имя Наталия, а Прасковья – это Параскева и т. д. Изменять его, добавляя суффикс, нельзя. Нужно помнить, что имя будет произносить священник в храме. Он не знал умершего, а потому уменьшительно-ласкательный вариант прозвучит неестественно, неуместно.
Записка о здравии, упокоении должна содержать имя, данное при крещении. Его можно узнать из свидетельства, которое выдается после совершения Таинства Крещения, или в церкви.
Ребенок до 7 лет – младенец
Если имя менять нельзя, как и применять уменьшительно-ласкательную форму, то добавлять уточнения перед его написанием допустимо. Согласно церковным правилам, дети до 7 лет – младенцы. Так и пишется, причем можно делать уточнения без сокращений и же кратко. Пример: младенца Алексия или млад. Алексия.
Дети от 7-14 лет – отрок и отроковица
Ребенок старше 7 лет, согласно церковным канонам, переходит в период отрочества. Записка, написанная о нем, должна содержать указание на это: отрок, отроковица, что означает, соответственно, мужское и женский пол.
Нельзя указывать некрещеного ребенка
Несмотря на то что не так давно появился чин для упокоения родителей в их горе, когда умирает ребенок, упоминать его в молитве во время службы не следует. Нужно обращаться к Господу, будучи дома.
Последовательность имен
При составлении обращения соблюдают очередность поминания. Сначала вписывают священнослужителей, о которых хотят помолиться, детей, а после – взрослых. Ошибка, допущенная при этом, не является серьезной.
Допустимые уточнения
Даже, зная, как правильно подать записку о здравии, упокоении, допускают неточности, добавляя неподходящие слова перед именем. Так, не следует указывать, что умершая – дева, а пожилой человек – старец. Эти слова имеют иное значение для церковнослужителя. Дева – посвятившая себя церкви, не вышедшая замуж, а старец – мудрый, святой. Можно употреблять другие слова:
- беременную – непраздную (непразд.);
- болеющего – болящего (болящ.);
- заключенного (закл.);
- воина;
- новопреставленного.
Что происходит с записками после службы
Учитывая, что все требы записываются на специальных бланках с православным крестом, при этом родные молятся, обращаются к Господу, а священнослужитель читает во время Божественной литургии, просто выбросить записки нельзя. Это проявление кощунства. Обычно их сжигают после окончания службы, для чего предусматривается специальное место. Так можно избежать контакта с нечистотами, что осквернит освященную вещь.
Подача записки онлайн. Ресурсы
Бывают случаи, когда нет возможности лично подойти в храм (например, во время самоизоляции, будучи на карантине). При этом записочки подаются онлайн. Существуют православные ресурсы, позволяющие сделать это. Но чаще всего они предполагают возможность внесения малой благотворительной суммы – на нужды храма, как происходит и при личном обращении. В одном бланке допустимо указать имена всех умерших, о которых нужно молиться.
Сродники могут заказать поминовение, которое будет совершено во время богослужения в монастырях, а также перед Святыми ликами, например, иконой Всецарицы.
Сколько стоит подать церковную записку. Нужды храма
Отсутствует ставка, определяющая размер подаяния. Каждый верующий сам решает, сколько пожертвовать. Обычно подают ровно столько, сколько могут позволить с учетом своих финансовых возможностей.
Средства жертвуются на нужды храма, т. к. священнослужитель при проведении Божественной литургии и других служб использует во время богослужений вино, просфору, расходные материалы.