В разных религиях проводятся свои обряды, у народов различных стран собственные традиции. Существует также разновидность богослужения, которая называется реквием – это заупокойная месса, но есть и другие определения у этого термина. Его используют в разных значениях, все зависит от контекста: слово применяется в религиозном и даже культурном смысле. По этой причине важно понять главный смысл.
Что обозначает термин реквием
Реквием (requiem) в переводе с латинского языка означает успокоение, покой (requis). Это определение заупокойной мессы, проводимой священнослужителями католической церкви. Такая служба считается традиционной при проведении церемонии прощания с умершим. Но важно понять, что такое реквием, опираясь на культурный смысл слова. Еще так называется музыкальное произведение. Причем оно может быть написано не только в религиозном значении. Реквием – это, простыми словами, произведение из жанра концертной духовой музыки, имеет отношение к искусству.
Если же пытаться разобрать происхождение названия церковной службы и музыкального произведения, то окажется, что этот термин является не чем иным, как первым словом входного песнопения западных литургических обрядов.
Откуда появилось понятие заупокойной мессы, история реквиема
Заупокойной называется месса, проводимая католическими священнослужителями. Другими словами, это богослужение, имеющее особое назначение – помощь душе умершего при отходе от тела и отправке в иной мир. Священные слова, произносимые при этом, призваны помочь принять факт смерти человека, одновременно служба проходит для поддержания традиций католической религии во время траура, т. к. это старинный формат совершения ритуала прощания.
Формирование структуры заупокойной мессы происходило долго. Изначально (во времена барокко) брались распеваемые тексты, использовались для хора. Такие произведения не связывались с богослужением. Постепенно реквием приобрел музыкальное сопровождение, хоть изначально такового не было – реквием первой версии складывался из голосового хорала. Это был текстовый формат сочинения, он не предусматривали музыкальное сопровождение.
Структура заупокойной мессы, которая была зафиксирована в средние века решением Тридентского собора, – это вселенский католический храм. Тогда было необходимо использовать тракт, включая молитвы и секвенцию Dies irae, получившую наибольшее распространение. По другим данным, дата создания входного антифона (интроинта) – IX век.
На базе католической мессы появилось произведение с музыкальным сопровождением. Наряду с классическим или «культовым» реквиемом, появляются авторские. Все варианты изначально использовались для церемониального погребения, но со временем такие произведения все реже применялись по назначению. Их главной целью стало сопровождение публичных выступлений.
С тех пор известный всем термин «реквием» стал синонимом концертного сочинения, которое приурочили к смерти человека. Еще позднее траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших и получившая музыкальное сопровождение, стала предназначаться для церемониального проведения любого траурного события. Но такой реквием изменил первоначальную структуру: вместо григорианских хоралов произносились канонические тексты (на латыни или языке страны, где звучало произведение).
Как проходит процесс траурной мессы и как выглядит структура богослужения
За время существования службы ее структура постоянно менялась. Точно также изменчив и характер композиторских реквиемов. В один из периодов (пока не был проведен Второй Ватиканский собор) структура включала песнопения ординария и проприя и ряд других молитв. Композиторский реквием отличает от траурной мессы содержание:
- антифон «In paradisum», его принято исполнять при выходе из церкви, когда выносят тело;
- респонсорий «Libera me», исполнялся после мессы в составе разрешительной молитвы;
- мотет под названием «Poe Jusu», иногда может входить в состав реквиема (под авторством отдельных композиторов).
Применялись и другие распевы: «Sanctus», «Absolve Domine», «Lux aeterna» и др. Траурная месса проводится с измененной структурой, начиная с 1970 г. Тогда убрали часть текстов. Богослужение проводится с использованием ладана, его применяют на начальном этапе – во вступлении и при произнесении Евангелия, а еще во время поцелуя мира и при зажжении свечей, находящихся у священнослужителей. Причем вплоть до Нового Ордена поминания данные тексты отсутствует, но это нормальная практика для отдельного меньшего Миссала реквиема, совершающего только рубрики и формуляры Месс для богослужений по умершим.
В ходе литургических реформ, начиная с середины 20 века, стали происходить изменения структуры погребальных обрядов. Сместился акцент на печали, теперь он перешел на поклонение Богу, его восславление. Это способствует повышению ценности веры в спасительную ценность Воскресения Христа. Структура богослужения состоит из различных молитвенных текстов и выполнены в разнообразных жанрах, они будут рассмотрены ниже.
Какие молитвы читаются. Какие слова необходимо произносить, чтобы облегчить душу
Заупокойная месса – способ проявить глубину скорби в связи со случившимися трагичными событиями. Чтобы облегчить душу, люди молятся за упокой усопшего. Можно слушать мелодичный реквием (церковный хор, который нараспев читает молитвы, или музыкальные произведения композиторов), произносить священные слова вместе со священнослужителем. Для этого необходимо изучить структуру заупокойной мессы.
Интроит «Requiem aeternam»
Входное песнопение, посредством которого начинают реквием. Молитва используется в католическом и лютеранском богослужении, является важной частью литургии. Под интроит обычно появляется священнослужитель, чтобы начать мессу. После этого звучат песнопения. Перевод молитвы с латинского языка: «Вечный покой даруй им, Господи».
Kyrie Eleison
Название части молитвенного текста произносится как «кирие элейсон», что означает «Господи, помилуй». Его читают на начальном этапе мессы. Для сравнения, в православии призывная молитва завершает прошение ектеньи. Принято повторять текст трижды. Причем он состоит из нескольких частей. Сначала произносится Kyrie eleison, затем Christe eleison, а после – снова Kyrie eleison. Молитвенные тексты сопровождаются мелодичной музыкой. Как результат, слышится изысканное песнопение.
Учитывая, что существует множество вариантов таких мелодий, их различают по местоположению в структуре литургической мессы, проводимой в храме: для двойных, богородичных и других праздников.
Градуал «Requiem aeternam»
Основная мысль этой части текста – покой вечный. Его обретают души после смерти. Пожелание вечного покоя также дается на богослужении католических верующих. Так называют обиходную книгу, а также текстомузыкальную форму и жанр хорового пения. Основа текста – сольная часть. Но структуру мессы обычно составляет протяженная хоровая молитва. Сольная часть обычно заимствуется из псалтыри. Градуал отличается мелизмами, что требует высокого мастерства певчих.
Тракт «Absolve Domine»
Главная мысль данной части мессы – «Избави, Господи, души всех усопших верных». Речь о верующих, которые нуждаются в прощении грехов. Когда читается тракт, нужно учитывать особенность произнесения слов. Важна протяжность, непрерывность. Соответственно, когда доходит очередь до тракта, одновременно могут предполагать текстомузыкальную форму песнопения и жанр богослужебного обихода.
Секвенция «Dies irae»
Считается одним из самых известных григорианских распевов. Секвенция – жанр литургических песнопений. Он предполагает необходимость пения хором. Также секвенция – текстомузыкальная форма. Текст может изменяться, что зависит от дня, ради которого проводится месса. Название секвенции Dies irae переводится как «день гнева» или «страшного суда». Сам текст содержит описания событий этого дня: грешники посетят геенну огненную, а праведники – к Богу.
Секвенция написана французским монахом Фомой Челанским еще (XIII веке).
Офферторий «Domine Jesu Christe»
Еще один жанр богослужебного обихода, используется при песнопениях певчими католической церкви. Когда при проведении мессы очередь доходит до жертвоприношения, исполняется офферторий. Текст может меняться, что зависит от праздничных дней, соответственно с которыми совершается богослужение. Произносят обращение к Сыну Божьему: «Господи Иисусе Христе» или сразу читают вторую строфу.
Sanctus
Включает древний Серафимский гимн. Причем он отличается от молитвы Трисвятое. Особенностью Санктуса является последовательность чтения: краткий гимн необходимо читать после префарации (в составе первой части анафоры). Эту часть текста содержит ординария мессы.
Agnus Dei
В переводе с латинского означает «Агнец Божий». Так именуется Христос в Евангелие от Иоанна. Об этом донес потомкам Иоанн Креститель весть о Сыне Божием. Предполагалось, что Иисус Христос является агнцем Господа, который несет искупление грехов всем людям.
Communio «Lux aeterna»
Произносят: «Да воссияет им вечный свет, Господи». Речь о праведниках рая. Коммунио исполняется до и после псалма или евангельских песней. Также это причастный антифон, его принято петь во время причастия клира и народа. Жанр Коммунио считается одним из самых загадочных.
Реквием для других церквей
Священные тексты могут произноситься в разных храмах, не только католическом. У них другие названия, но смысл, как и значение, тот же. В русской православной, а также греко-католической церкви реквием представляет собой полную форму поминальной службы. Но называется она панихидой. Есть еще более короткая форма – Утреня. Однако Реквием (панихида) содержит полный перечень молитвенных текстов, псалмы, гимны, свойственные Всенощному бдению, т. к. служба объединяет обряды и молитвы утрени, вечерни, а также первого часа.
Процесс богослужения длится долго. Предположительно – более трех часов. Благодаря этому Панихида может стать одной из самых длительных служб. Причем она представляет исходную концепцию parastas, что означает «бдение на всенощной» или «стоять всю ночь». Такая длительность службы мешает проводить ее часто.
Парастас – это название богослужения наподобие реквиема Греческой Православной церкви. Имеет такое же значение, что и Панихида.
Реквием – служба, которая проводится и представителями англиканской церкви, но не в той же форме, что у других религий. Официально священнослужители предоставляют услугу «Орден погребения мертвых». Раньше англо-католики чаще проводили заупокойные мессы. Они представляли собой часть панихиды. Однако со временем вследствие реформ ситуация изменилась. Теперь тексты во время службы при прощании с усопшим читаются отрывочно, при этом поясняется, как их необходимо произносить. Есть разделение на периоды: часть молитв читается на начальном этапе службы, остальные – во время погребения (когда гроб опускается на дно могилы).
Вопрос-ответ
Есть ли у других религий реквием, и как он называется?
Как долго длится служба?
Кто может стать частью хора, чтобы петь реквием?
Как называется траурная заупокойная месса?
Только ли на похоронах поют реквием?
Видеоролик: что такое реквием, влияет на проводы души
Известные варианты реквиема прошлых лет
Автором первого известного реквиема считается Иоанн Окегем. Однако он не содержит тексты особого жанра – хорового пения, а лишь молитвы из канона. Последователь Брюмель создал уже вариацию с секвенцией. На протяжении последующих лет появлялись все новые виды реквиемов. Можно рассмотреть наиболее известные из них.
«Реквием» авторства Вольфганга Амадея Моцарта
Маэстро начал создавать свой шедевр в 1791 г., но не окончил. В его основу лег церковный канонический текст на латинском языке. Последователи Вольфганга Амадео Моцарта продолжили работу, успешно завершили ее. Но мастер вложил в произведение всю свою душу: теперь его реквием известен возвышенностью, драматизмом и невероятной глубиной.
«Реквием» Джузеппе Верди
Примерно в то же время, что и остальные композиторы, Джозеппе Верди создал свое произведение. У него была мотивация – посвятить его любимому писателю. Это одновременно пример произведения, написанного в духовном жанре, здесь и театральность, и эмоциональность, в связи с чем появилось прозвище – «опера в церковных одеждах».
«Немецкий реквием», автором которого стал Брамса
Произведение немецкого композитора Брамса создавалось на протяжении 10 лет. Для него это наиболее крупная работа. Брамс писал реквием с 1857 г. Причем оригинальный текст произведения не латинский канонический, как это принято, а немецкий. Но на него влияло не происхождение или культура страны, а обнаруженный перевод библии на этом языке.
«Реквием» авторства Антонина Дворжака
Создал одно из крупных произведений под названием Реквием. Для его написания Антонин Дворжак воспользовался латинским каноническим языком, на котором были написаны тексты католического богослужения. Произведение отличается лирическим настроением, душевностью, красотой музыки.
«Реквием по войне», автор Бенджамин Бриттен
Бенджамин Бриттен посвятил свое величайшее произведение погибшим на войне друзьям. Это один из композиторов, который представил миру свое творение позднее, чем его соратники – в 1961 г. Реквием отличается необычным языком, и музыкальным решением. Бриттен объединил канонический латинский язык и текст поэмы английского поэта.
Как реквием отражается в различных видах искусства
В прошлые годы достаточно часто использовался мотив заупокойной службы в различных произведениях:
- режиссеры кинокартин: «Овод» (1980г.), «Елизавета» (1998 г.);
- художники: картины Валерия Балабанова «Вифлеемская звезда», «Молитва о моряка России»;
- поэты: Анна Ахматова – одноименное произведение «Реквием».
Деятели искусства прошлых лет (литературы, киноиндустрии и др.) достаточно часто обращались к теме заупокойной мессы. Для многих из них поиск смысла жизни и Бога был необходимым и даже обязательным в творчестве. Как результат, сегодня насчитывается большое количество достойных произведений. Для многих деятелей искусства это было нереализованной мечтой, поэтому часто творили по мотивам заупокойной службы одни и те же авторы.
Присутствует ли реквием в современном творчестве – ответ искусствоведа
• Lacrimoza;
• Trivium;
• Avenged Sevenfold.
У каждого есть собственные музыкальные произведения на тематику заупокойной службы (видео находятся в свободном доступе). Правда, недостаточно информации, откуда они получили свое вдохновение, как в случае с приведенными выше композиторами, но часто важен результат, а не путь к нему. Многие из авторов советского времени использовали современные стихи, как это сделал Э. В. Денисов и поэт Франциско Танцер. По мнению искусствоведа, не все придерживаются классической структуры реквиема, но иногда это дает свои результаты.