Саваном называют небольшой отрез ткани прямоугольной формы, которым накрывают тело покойного. Материал может быть белоснежного, молочного или серого цвета. Допускается декорирование вышивкой (полумесяцем, крестом и т.д.), принтами и рюшами. У одних народностей изделие является единственным облачением усопшего, т.е. никаких других вещей на него не надевают. Для других он выполняет роль ритуального покрывала, третьи вовсе его не используют. Похоронный саван может отличаться по размеру, расцветке, используемой ткани.
Что такое саван для погребения. История появления савана и где используется эта традиция в современном мире
Основное предназначение ритуального покрывала – защита покойного от злых духов и дьявола. Считается, что он облегчает усопшему последний путь. Также с его помощью родственники показывают свое уважение к умершему, демонстрируя его статус и финансовое положение.
Название «саван» произошло от населенного пункта Сабан (Саудовская Аравия), где местные умельцы создавали кипельно-белую ткань с необычными характеристиками. Опускание в могилу тела, завернутого в белоснежную простыню, имело особый священный смысл.
Считалось, что белый саван – это символ чистоты помыслов покойного и его отстранённость от земной жизни.
У славян было принято оборачивать в ткань бедных усопших. В 1723 г. Петр I, переживая о государственном имуществе, которое будет гнить в земле, издал указ, запрещающий хоронить людей в деревянных домовинах и заменить их на тканные покрывала. Но поскольку правитель вскоре погиб, законопроект не получил дальнейшего распространения.
Для ритуального покрывала берут материал, который наиболее распространен в том или ином регионе. Например, в Европе делали льняные или конопляные покрывала, в Азии – шелковые или хлопковые. Саван из крапивы шили датчане и австрийцы, он считался символом финансового благополучия усопшего.
В Англии было хорошо развито овцеводство, поэтому для погребения брали шерстяные полотна. Когда в XVIII в. на континент стали завозить хлопок, который стал сильным конкурентом для народного промысла, английские фермеры начали активно защищать свои права.
В результате парламенту пришлось выпустить билль, гласивший, что ритуальные покрывала для католиков должны изготавливаться только из шерсти.
Основные критерии по изготовлению савана (сделать таблицу)
Если родные решили не покупать готовый саван, а сшить его самостоятельно, то важно учесть несколько критериев. При изготовлении покрывала для похорон нужно правильно рассчитать его размеры, подобрать цвет и тип материала. Все эти параметры зависят от вероисповедания, усопшего.
Критерии | Рекомендации |
---|---|
Материал | Для изготовления погребального покрывала необходимы только натуральные ткани. Исключение допускается только для женщин, их можно закутывать в шелковое покрывало. |
Цвет | Христиане выбирают только белоснежные саваны. В исламе разрешено брать ткани других расцветок, за исключением черного и желтого. |
Размеры | Полотна должно хватить, чтобы трижды обмотать им тело. Чтобы не ошибиться с размером, необходимо посмертную ширину тела умножить на три. |
Кто делает | У мусульман изготовлением ритуального покрывала должны заниматься члены семьи умершего. Если покойный одинок, то пошивом занимаются соседи. |
Мусульмане разрешают брать для пошива похоронного покрывала ткань, приобретенную покойным при жизни, даже если она предназначалась для других целей. Для изготовления полотна ее необходимо выстирать и провести термообработку.
Как правильно происходит процесс заворачивания в саван
Процесс заворачивания различается в зависимости от пола покойного:
- Для женщин. Тканный отрез расстилают на ровной поверхности, сверху размещают второе полотно. На покойницу надевают белоснежную рубашку, волосы заплетают и раскладывают по плечам. Голову повязывают платком. Первое полотно заворачивают таким образом, чтобы закрыто было все тело. Голова, руки и ноги не должны торчать из ткани.
- Для мужчин. Берут два отреза ткани (один используют для бедняков или должников). Предварительно на усопшего надевают рубаху длиной до щиколотки. Кладут покойного на покрывало. В первую очередь закутывают голову, затем остальное тело.
- Для детей. Для покойных младше 7 лет них берут не тканные полотна, а большие полотенца. Остальных также закутывают в саван и надевают им рубаху.
После заворачивания тело перевязывают веревками, направляя их конец в сторону ног. Покрывало завязывают для того, чтобы при перевозке тело усопшего не оголилось. Когда саркофаг опускают в землю, то веревки убирают.
На какие части делится саван
Похоронный наряд делится на несколько основных частей. Мужской погребальный саван включает в себя три куска ткани:
- лифофа (внешний отрез материала);
- изор (ткань для заворачивания тела);
- камис (нательная рубашка).
Дополнительно используется отрез для покрытия головы. Женский наряд дополняется еще двумя полотнами:
- химор (платок для головы);
- синабад (ткань для покрытия тела от плеч до колен).
Для изготовления нательных частей покрывала берется ситец, для наружных обычно используется бязь. Для умерших младенцев берут только лифофу.
Как правильно подбирается погребальный саван
В каждой из религий саван играл особую роль. В зависимости от вероисповедания покойника, покрывало для погребения отличается размером, типом материала и т.д. При это назначение они имеют одинаковое во всех религиях.
Христианство
Христиане используют материал белоснежного цвета или пастельных тонов. Обычно православный саван для похорон имеет длину максимум два метра и ширину не более 90 см. Сначала усопшего покрывают им до пояса. Когда все желающие попрощаются с покойным, то веревки, которыми были связаны руки и ноги, снимают.
Усопшего накрывают покрывалом с головой, а после заколачивают крышку гроба.
Старообрядчество
Большую часть ритуальных обрядов старообрядцы взяли из язычества. Например, саван для похорон похож на матерчатую ладью, в которой покойной уходит в загробный мир. Для ее изготовления берут тканный отрез, который в два раза превышает рост умершего. Сложенный вдвое материал сшивают.
Усопшего кладут головой к сгибу материи, нижними конечностями – ко шву. Затем возле головы выполняют наметку по покрывалу и присборку, чтобы открытым оставалось только лицо, тело прячется в матерчатом коконе. Далее под шеей протягивают тесьму и трижды оборачивают ею тело: в области бедер, груди и голени.
Такое закутывание напоминает то, как готовили к погребению Лазаря, которого Христов воскресил со смертного ложе.
Исламские традиции
Согласно традициям фикху, покойного перед захоронением заворачивают минимум в два отреза ткани. В один слой оборачивают только умерших младенцев. Если у семьи небольшой доход, и они не могут себе позволить больше одного отреза, то в первую очередь покрывается голова. В таких ситуациях допускается, чтобы из-под покрывала торчали ноги покойного.
В XXI в. в исламе разрешено использовать вместо натуральных отрезов материи чистые вещи умершего. В этом случае выбирают темную одежда, без лишних изысков и украшений. Женщинам повязывают химор (платок). Надевать мужчине чалму или нет решают родственники, строгих ограничений по этому вопросу нет. Верхний саван (лифофа) может быть белоснежным, молочным или зеленым (благостный символ траура для исламистов).
Если мусульманин умер вовремя джахада, то благословения на облачение в саван он не получит. Его нельзя переодевать, поэтому таких людей хоронят в той же одежде, что была на них при совершении террористического акта.
Иудаизм
Иудейский саван представляет собой отрез материи длиной 12 м. Всех усопших иудеев оборачивают в одинаковое покрывало, независимо от социального статуса и положения в обществе. Подобная аскетичность является символом того, что все усопшие равны перед Богом.
В современном мире евреев часто хоронят в той одежде, которую покойник надевал при жизни.
В ритуальное полотно тело кладут только после того, как на него выльют один или два ведра воды. При этом труп должен находиться в вертикальном положении. После заворачивания покойного кладут в домовину, прощание проходит при закрытом саркофаге.
Индуизм
У индуистов есть два варианта ритуальных полотен:
- нательное (для его изготовления берут светлый шелк);
- праздничное (напоминает ковровое покрытие).
Тело покойного укладывают на носилки и окунают в Ганг. После завершения процедуры верхнее полотно убирают и стирают. Покойного в нательном покрывале относят на кроду (костер). Останки умершего опускают в реку, где дело завершают гидробиониты.
Особенности в использовании для мужчин, женщин, детей
Погребальные наряды подразделяются на мужские и женские. При этом все они шьются из белой ткани, качество и стоимость которой должны соответствовать статусу покойного при жизни. Важно перевязать покрывало таким образом, чтобы узлы не распустились и тело не оголилось.
Саван мужчин
Сначала раскладывают самое широкое полотно, поверх него укладывают второе, чтобы можно было обернуть все тело. На усопшего надевают длинную рубаху и кладут на погребальные полотна. Сначала покойного прикрывают верхней материей таким образом, что та часть савана, что слева от умершего, находилась под той, что справа от него. Затем заворачивают тело в широкое нижнее полотно. Ограничиваться одним полотном разрешено в исключительных ситуациях.
Саван (кафан) женщин
Изначально выкладывают самое широкое полотно, затем сверху кладут ещё одно. После надевают длинную рубаху и плетут косы. Далее повязывают платок, который полностью закрывает волосы и шею. Поверх рубашки заматывают еще одно полотно в райтоне груди и кладут тело на саван. Заворачивание происходит также, как и у мужчин.
Саван (кафан) ребенка
Для детей старше 7 лет можно купить такой же погребальный наряд, как и для взрослых. Для тех, кто младше 7 лет, ограничиваются только двумя полотнищами.
Вопрос-ответ
Какие молитвы читаются, заворачивая умершего в саван?
В каких цветах недопустимо хоронить мусульман?
Саван должен быть только белого цвета?
Какой тканью лучше всего закутывать умерших детей?
Только ли в исламе используется данный обычай?
Как самим сшить саван?
Что такое минимальный саван?
Видеоролик: как происходит процесс заворачивания в саван
Чтобы понять все нюансы заворачивания покойного в саван, стоит посмотреть видеоролик.
Какие существуют пословицы и поговорки про саван
Погребальное покрывало нашло отражение и в славянском творчестве. Самые известные пословицы и поговорки о саване:
- Жили славой, а умерли – чужой саван. Тем, кто излишне гонится за почестями, уготована нищенская старость.
- Схватился Савва, как жена сшила саван. Откладывая дела на потом человек рискует не завершить их до своей смерти.
- Зима укрыла землю белым саваном. Белый снег на земле скрывает увядшую траву, опавшие листья. Природа погружается в спячку укрывшись зимним покрывалом.