Верующие, исповедующие ислам, придерживаются подчас достаточно жестких правил. Это позволяет напомнить им о величине наказания за совершаемые грехи. Один из запретов – повреждение тела после смерти. В связи с этим при выборе способа захоронения необходимо узнать, можно ли кремировать мусульман. Существуют лишь несколько условий, при которых такое допустимо.
Исторические сведения: как нужно прощаться с умершими в исламе
Мусульманин обязан выполнить ряд правил, чтобы подготовить тело к переходу. Если этого не сделать, можно таким образом нарушить процесс трансформации нетленной оболочки. Как готовят тело:
- умирающий должен успеть прочесть слова из шахады – свидетельство, звучат они следующим образом: «Нет иного божества, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммед – посланник Аллаха», если человек сам не может говорить, это делают за него близкие, они тихо шепчут слова шахады, что означает гарантию проявления милости Аллаха по отношению к умершему;
- покойного нужно положить лицом к Мекке, его ноги также должны быть направлены к ней, а голову слегка приподнимают;
- усопший не должен оставаться один, рядом с ним находятся близкие;
- тело подготавливают так, чтобы оно не потеряло человеческий облик до похорон: подвязывают челюсть, на живот кладут тяжелый предмет во избежание вздутия;
- перед погребением тело обязательно очищают – омовение проводится чистой водой или водой с кедровым порошком, для этого ритуала приглашается 4 человека того же пола, что и покойный (исключение – супруги);
- мусульмане не используют гроб при погребении;
- для захоронения используется саван, у мусульман он называется кафан, хоть и выполняет ту же функцию, он состоит из 3 или 5 отрезов ткани, что зависит от пола умершего (женский кафан отличается более сложным устройством);
- погребение проводится сразу после смерти, исключение составляют случаи, когда человек умер ночью.
Пророк Мухаммед сказал, что «ломать кость умершему – это то же самое, что ломать ее живому». Такие слова означают, что плоть после кончины имеет большую важность.
Чем отличается традиция прощания с умершим в западной и восточной религии
Между христианской православной и мусульманской религией немало отличий. Основное сходство заключается в главном принципе – душа вечна. Однако между ними целая пропасть, если судить по ряду факторов:
- православные хоронят умершего на третий день, мусульмане – сразу;
- после смерти и во время похорон, согласно правилам ислама, нужно расположить тело особым образом, христиане же уделяют этому внимание только при погребении;
- перед смертью умирающий христианин должен успеть покаяться во грехах, за мусульманина же просят родные, когда человек скончался, а перед кончиной он должен успеть произнести слова шахады;
- отличается порядок омовения, одевания, траурная процессия перед похоронами.
Также разница между религиями (восточной и западной) в вопросах прощания с умершим заключается в отношении к телу после смерти. Представители ислама и православия стремятся захоронить усопшего традиционным образом. Но для мусульманина намного важнее быть преданным земле, т. к. это главное условие. Согласно сунне, тело должно вернуться к праху, из которого создано. По этой причине при погребении гроб не используется. Когда используется один лишь саван, то обеспечивается контакт физической оболочки с землей.
С какой религии пошла кремация
Принцип сожжения тел с целью захоронения после смерти использовался с давних времен. Первые упоминания о таком способе возвращают нас к III-II тысячелетию до н. э. Впервые кремация применялась на территории Древнего Рима и Греции, а также Японии, Индии, соседних стран Юго-Востока Азии. Этот обычай считался наиболее приемлемым и среди древних славян во времена язычества.
Именно поэтому церковь очень долго была против такого способа захоронения, его считали шаманской традицией неверных народов.
Первой религией, которая исповедовала принцип сожжения тела, как часть трансформации при переходе в мир иной для обеспечения возможности дальнейшего путешествия души, стал буддизм. Причем он сохранился до наших времен. Тела продолжают сжигать, а такой способ захоронения распространился, применяется и в других странах, стал приемлемым среди представителей прочих религий.
Кремация умерших в исламе
Востоковеды заявляют, что в Коране отсутствует информация о запрете проведения кремации. Но он считается действительным, учитывая традиции ислама. Так, согласно законам мусульманской религии, физическая оболочка человека не может быть предана огню. Подобные правила появились неслучайно. Учитывая, что Коран не содержит прямой запрет на кремацию, необходимо весомое основание, чтобы ввести его. Таким послужило описание процесса похорон Хабила и Кабила (Авеля и Каина).
Сжигание тел умерших, согласно законам шариата, является большим грехом
В Коране говорится, что Аллах возвысил человека над всем сущим на земле. Одновременно с тем Пророк заявлял, что даже насекомое не может быть наказано огнем. Предполагается, что данный способ считается наиболее ужасным. Значит, наказывать таким образом человека нельзя. Соответственно, сжигать умерших запрещается, это противоречит законам ислама. Кроме того, ученый шейх Мансур ибн Юнус аль-Бахути аль-Ханбали тоже в свое время говорил, что отрезание даже частицы от конечностей умершего, уничтожение его тела любым способом запрещается, даже если перед смертью человек оставил такое волеизъявление. Это харам.
Некоторые из конкретных принципов ислама, препятствующие кремации
Если непосвященные мусульмане все еще решают, можно ли сжечь тело после смерти, рассматривая крематорий, как один из вариантов, нужно вспомнить главные принципы религии:
- мертвые заслуживают не меньшего уважения, чем живые, повреждения, наносимые физической оболочке человека после смерти, равноценны причинению вреда живому;
- о смерти нужно помнить всегда, поэтому не запрещается видеть тело умершего, посещать похороны, это служит напоминанием, что физическая оболочка тленна, а душа вечна;
- согласно Корану, тело подвержено разрушению после смерти, истлевают все ткани, исключением является копчик, кремация в исламе считается грехом по причине полного уничтожения останков, что создает препятствия для воскрешения.
Несмотря на уничтожение тела при сжигании, во власти Аллаха восстановить физическую оболочку из праха. Причем даже при условии совершения кремации умерший может попасть в ад или рай, что зависит от уровня его религиозности при жизни, был ли он добрым, помогали ли окружающим, сколько грешил. Ведь человек иногда умирает через сожжение не по своей воле (возможны катастрофы, несчастные случаи).
Востоковеды допускают, что возможна смена похоронного обряда мусульман в условиях эпидемии
Духовное управление мусульман России (ДУМР) высказывает мнение, согласно которому, для сохранения здоровья верующих допустимо несколько изменить устоявшиеся традиции захоронения, тем более что Коран не содержит прямой запрет. Однако при этом на региональном уровне каждый муфтий может принимать решение самостоятельно, как нужно поступить. Причем многие отказываются придерживаться такой линии поведения, запрещают кремацию даже при условии коронавируса. Востоковеды заявляют, что в экстренных ситуациях допустимо уступить, изменить традиции, т. к. даже мечети закрывают свои двери вне зависимости от случая: при проведении намаза, в период месяца Рамадана.
Какие непредвиденные случаи позволяют проводить кремацию в исламе
Позиция, которую сегодня озвучивает российский ДУМ, воспринимается неоднозначно. Многие заявляют, что встречают такое мнение впервые, т. к. нигде нет рекомендаций проводить кремацию. Мусульмане считают это грехом, однако исламоведы утверждают, что за сожжение тела родственника не повлечет за собой наказания от Аллаха, однако это действие считается неподобающим, вызывает осуждение общества. Сегодня называют лишь одно условие, когда кремация может быть разрешена – необходимость сохранения здоровья верующих при опасной инфекции, которая быстро распространяется (коронавирусе).