Сегодня артисты относятся к привилегированной группе людей. При жизни, а также после смерти их уважают буквально все. Однако так было не всегда. Есть мнение, что в древности актеров хоронили за оградой кладбища. Причем называют сразу несколько причин, все они связаны с образом жизни представителей этой профессии.
Статус актеров в древности. С кем сравнивали актеров и балерин
Ранее к артистам относились неоднозначно. Люди, занятые в разных сферах, осуждали их, но были и те, кто с интересом наблюдал за игрой актеров. Ключевое слово оставалось за Церковью, т. к. в прежние времена она определяла многие общественные нормы, одновременно и выполняла свои прямые функции – приближала людей к Богу.
Актеры собирались, образовывали балаганы. Это позволяло людям бедным, без пищи и крова не умереть от голода и холода, т. к. они вместе добывали себе пропитание – всегда находились зрители, которые готовы были смотреть на лицедеев. Но все же представители этой профессии не могли заслужить всеобщее уважение. Было известно, что они ведут разгульный образ жизни. Однажды случилось неприятное: при обсуждении возможности легализовать публичный дом, некто высказался в защиту этого предприятия, привел аргумент, якобы женщины-артисты и балерины открыто зарабатывают, являясь представительницами легкого поведения. Значит, и остальным распутницам нужно дать дорогу.
Причем даже отцы считали своих дочерей-артисток падшими. Кроме того, нищих (бродячих) артистов причисляли к лентяям. Считалось, что они не стремятся зарабатывать на хлеб трудом, а занимаются лицедейством, что намного легче, нежели пахать землю, собирать хлеб на поле. Театры актерского мастерства появились во времена Федора Михайловича Достоевского. Еще в народе существует мнение, якобы они появились во времена правления Ивана Грозного.
Почему актеров не хоронили на кладбищах: запрет церкви
Существует немало объяснений отказа проводить погребение артистов на территории погоста. Им выделяли места за его пределами. В народе и среди священнослужителей мнения были сходны – такие люди не заслуживали уважительного отношения.
Причины, объясняющие, почему раньше хоронили усопших, бывших при жизни актерами, не на кладбище:
- грех изображать чужую жизнь: актеры не просто так назывались лицедеями, они имели способность перевоплощаться, принимать облик разных людей, а вместе с тем такие люди примеряли и жизни, но ведь, согласно Священному Писанию, это грех, т. к. Господь дает возможность пройти лишь один путь, кроме того, артисты принимали на себя и чужие грехи, когда надевали маску – перевоплощались в кого-то;
- распутный образ жизни актеров: простота и легкость профессии накладывала свой отпечаток на людей, у них часто проявлялась леность, склонность к распутству, сладострастию, что вызывало порицание среди священнослужителей, Церковь осуждала такое поведение, благодаря ее сильному влиянию были созданы ограничения на посещение разгульных мероприятий;
- корни времен античного театра: артистов хоронили за оградой кладбища, т. к. представления того времени напоминали языческие мистерии, а зачастую являли собой проявление ранней порнографии, в результате не только артисты, но и зрители совершали грех, участвуя в подобной вакханалии, с тех пор возникло стойкое убеждение, что актеры – недостойные люди.
В дальнейшем считалось, что артистам не место рядом с честными людьми на кладбище. Но, несмотря на негативное отношение к актерскому мастерству и представлениям в театре, со временем восприятие изменилось. Подобные мероприятия стали условно разрешены, люди все равно посещали их. Этому способствовало ослабление ограничений, установленных церковью.
Когда ввели и когда сняли ограничения
Если интересно, с каких пор и почему актеров хоронили за оградой кладбища, нужно обратиться к истокам. Так, еще в 691-692 гг. был проведен общий сбор Вселенского собора, на котором приняли решение об отлучении от церкви всех, кто ослушается запрета. В то же время постановили, чтобы артисты и зрители не принимали участия в представлениях, ибо такие мероприятия наводят на добрых людей позор.
Но со временем ограничения смягчились, а некоторые и вовсе устарели, были устранены, т. к. превратились в никем не выполняемую формальность. В середине XIX их официально сняли, это случилось при проведении очередного собрания Святейшего Синода. С тех пор можно без опасений хоронить артистов на погосте.
Но и задолго до получения официального разрешения люди стали постепенно нарушать существовавшие ранее ограничения.
Как хоронят актеров сегодня
В наши времена артист – почитаемый человек. Он уважаем представителями всех слоев общества. Соответственно, похороны проводятся с почестями. Начинается процессия с прощания в театре, где работал актер. Причем собирается большое количество почитателей. После чего проводится пышная церемония погребения на кладбище. Во время похорон обязательным атрибутом является большая фотография усопшего, много богато оформленных венков. Несмотря на пышную церемонию, многие артисты и по сей день мало чем отличаются от древних прародителей.
Знаменитые кладбища мира для погребения заслуженных артистов
Учитывая высокий статус, который в наши времена получают артисты, им выделяют места на элитных или наиболее древних погостах – с особой историей.
Известные кладбища в разных городах, странах:
- Новодевичье (Московская обл., РФ);
- Ваганьковское (Московская обл., РФ);
- Троекуровское (Московская обл., РФ);
- Кунцевское (Московская обл., РФ);
- Раковицкое (Польша);
- Старые Повонзки (Польша);
- Пер-Лашез (Франция);
- Реколета (Аргентина);
- Центральное (Австрия).
Почему артистов не хоронили на общем кладбище
Существуют разные мнения насчет того, что ранее артист не мог быть похоронен вместе с другими на общем кладбище. Прежде всего, отмечают, что людям известно о зыбком положении, которые занимали артисты: они много грешили против Бога, были порицаемы Церковью, показывали порнографические и языческие представления, вели распутную жизнь.
По этой причине по умолчанию считалось, будто актеров не хоронили на кладбищах.
Однако есть и другая сторона вопроса: сегодня обнаруживается немало надгробий на старинных погостах, которые содержат информацию об умершем, причем на плитах указывалась профессия – артист. Возраст таких захоронений соответствует временам, когда, якобы актеры подвергались гонениям со стороны Церкви. Однако неясно, при каких условиях совершались такие захоронения, поэтому нельзя судить, действительно ли артистов хоронили / не хоронили на кладбищах.